Трудности планирования

Павел Кашин
Директор по развитию
24 декабря 2012
Что нужно знать о планировании?

Недавно услышал вот какую мысль: планирование уходит в прошлое, так как сейчас полным-полно тренингов и книг, зачем тратить лишнее время на бизнес-планы?

Чтобы заработать первый капитал, достаточно иметь желание, придумать или понять, на чем можно сделать эти деньги, и, собственно, реализовать свою идею.
Отчасти так оно и есть. Если ты свободный художник или умеешь делать что-то руками, то можно и не планировать - достаточно продумать основной посыл, зарегестрироваться на сайте для фрилансеров, набрать контакты в нужной сфере и к тебе потихоньку потянутся заказы, а с ними и деньги. Если то, чем ты решил зарабатывать, у тебя получается еще и хорошо, то есть отличный шанс обеспечить себя работой на ближайшее время.
Но меня слегка настораживает, когда эту схему пытаются перенести на серьезный бизнес.

“Найди свою тему, займись ею и деньги потекут рекой” - обычный посыл для многих книг. Именно он и смущает. Дескать, все такие умные, учатся, читают, пишут книги, планируют, держат штат аналитиков, а все на самом деле просто – взял и сделал. И не надо думать о планах – это пустая трата времени.

Конечно, в этой мысли есть и рациональное звено – если посмотреть планы больших корпораций, состоящие из тысячи отчетов, графиков, рекомендаций и, собственно, планов, а потом отследить их реальное выполнение, станет понятно, умные люди потратили деньги и время практически впустую.

Однако по факту ни одно даже достаточно простое дело, в котором участвуют двое и более человек, невозможно скоординировать и оптимизировать без четкого плана и разделения обязанностей.

Еще смешнее бывает, когда люди слаженно работают, каждый четко понимает, что он делает, притом делает свою работу хорошо и быстро, но никто не знает, что именно они делают все вместе. Не знают, для чего, не знают цели их общих усилий, куда они идут.

Нужно очень четко понимать каких результатов мы хотим добиться от своей деятельности (миссия, стратегия), каким образом (тактика, годовое, квартальное, месячное планирование), и какими усилиями (персонал, затраты). Всего этого невозможно добиться без четкого, обстоятельного планирования.
Вопрос в другом, насколько сложными должны быть эти планы?


Здесь я руководствуюсь мнением таких авторитетов, как Ларри Боссиди и Рэм Чаран, которые пишут, что стратегия должна помещаться на лист А4, а весь годовой план не должен быть больше 10-ти страниц.

Второй этап в планировании – это план тактический. Тут меня никто не сможет переубедить в том, что он нужен.
Необходимость в нем возникает сразу, как только крупные задачи разбиваются на более мелкие и приходит понимание, сколько нужно всего сделать, чтобы выполнить задачу, которая в годовом плане сформулирована всего одним словом.


Вот мое понимание: все пункты планирования должны быть просты и понятны каждому, а прямым исполнителям - растолкованы и проверены на предмет верного понимания.
Но, конечно, идеальных планов не бывает, ситуация вокруг меняется независимо от наших желаний и прогнозов, поэтому нужно не забывать корректировать годовой план каждый квартал, а текущие – ежемесячно, оглядываясь на результаты месяца предыдущего.
А с какими трудностями при планировании сталкивались вы? Поделитесь своим опытом. Приходилось ли вам умещать стратегию на лист А4? Может быть, вы добились успеха, как раз руководствуясь книгами и тренингами?

comments powered by HyperComments
9 26