Сотрудники и задачи

Павел Кашин
Директор по развитию
25 декабря 2012
Письмо Маше Самариной от Павла Кашина

Давно хотел об этом написать, но с утра обычно жалко времени, а к вечеру башка уже плохо мысли формирует и получается поток сознания.
Я ни в коем случае не пытаюсь кого бы то ни было защитить или оправдать, но попытаюсь объяснить как работает мозг 95% населения, тех самых, которые не способны стать топ-менеджерами могучих корпораций или хотя бы просто независимыми бизнесменами.

  • 1. Большинство людей не способны видеть картину в целом. Более того, сейчас даже этому не учат - везде узкая специализация и ты будешь успешным специалистом только в том случае, если будешь досконально знать какую то узкую часть своей профессии. Хирургу сейчас не стыдно за то, что он может не знать того, чего знает окулист - это нормально, он должен быть спецом в своем деле. Специалист по рекламе может спокойно не разбираться в маркетинге, а пиарщик в рекламе. Более того, идет узкая специализация и внутри специальности. Коммерческий пиар и не коммерческий, политический и кризисный, пиар звезд и черный пиар, пиар в интернете и пиар в реале...в рекламе и во всем остальном тоже самое. Повторюсь, но сам лично знаю кучу спецов по рекламе и пиар, которые имеют очень общее представление о маркетинге или каком то другом направлении даже своей профессии.
    Резюме: универсалов мало ибо очень сложно быть профи в нескольких направлениях + рынок диктует узкую специализацию.

  • 2. Большая часть людей не обладает достаточной внутренней мотивацией. Это камень преткновения всех эйчаров и руководителей, думаю ты тоже с этим сталкивалась. Денежная мотивация хороша, но рано или поздно человек достигает уровня, когда зп и не компенсирует внутренних напрягов, и, даже понимая, что если он поработает больше и получит больше, это не компенсирует потраченных внутренних ресурсов. В конце концов, человек стремится к покою, так устроена психика. Та самая вечная мечта ничего не делать и иметь все заложена генетически у многих.

    Ты вот сказала в понедельник, что я все понял и начал работать как ты. Я и работал так первые два месяца с тура до вечера и по выходным, пока был запал, но потом перегрелся и начал терять мотивацию, свойственную обычным людям. Как решил эту проблему? Будешь смеяться - я по утрам или когда падаю духом, читаю всякие мотивационные статьи и читаю книги и сайты как делать свой бизнес, которые на половину состоят именно из мотивации и объяснения, чем удачный бизнесмен отличается от обычного человека. Я теперь лучше понимаю тебя и ситуацию, но пока еще не все переварил и не все перестроил в себе. Процесс ломки идет уже две недели и первая неделя была вообще тяжелой. хотелось просто взять все и бросить, найти что то поспокойнее. Вот так вот выдавливаю раба из себя по капле)) А для кого то спокойствие, семья, внутреннее мироощущение важнее каких бы то ни было денег, успеха или карьерного роста. Особенно это свойственно девушкам. Многие работают лишь бы дома не сидеть, а все мысли о том, чем накормить мужа и детей и к чьей маме поедем на эти выходные. Деньги должен зарабатывать муж и все. Поэтому же женщины работают за меньшую зп, лишь бы работа было по спокойнее, что бы ребенка из садика забрать и все такое...
    Резюме: Люди с достаточной внутренней мотивацией работают лучше, но их очень сложно найти и они чаще уходят, либо в компании по круче, либо открывая свой бизнес. Либо, в особо экзотических случаях, в политику, как Навальный ))

  • 3. Инициатива наказуема. Современная система управления не способствует развитию инициативы. Студенты, приходящие на работу с горящими глазами как будто напрягают начальство и окружающих. В результате через пол-года-год появляется человек, которому ничего не надо. Он делает свою работу хорошо, но ему уже не хочется к чему то стремиться. В лучшем случае это большая зп и должность, не ради признания и каких то достижений а просто ради зп и должности. Резюме: люди ждут инициативы или хотя бы вектора от начальника. В принципе, в книгах по стратегии четко и говорится - стратегией должен заниматься владелец, совместно с гендиром, финдиром и\или кто там еще есть и крупных топов. А затем спускать в низ. Инициатива сотрудников будет в лучшем случае на уровне каких то конкретных решений.

  • 4. Жираф большой, ему видней. Часть людей верят в непогрешимость руководителя. Если он сказал, так и надо делать. Мое дело маленькое, а шеф - голова. Мозг. Он лучше знает. Даже если есть свои мысли по этому поводу, надо их выкинуть и попытаться все подстроить под идею шефа, которую он мог ляпнуть по ходу, не подумав. Если дается задание, всегда нужно делать акцент на том, нужно ли критически подходить к заданию или оно неоспоримо. В противном случае человек сделает дословно, как ему было сказано. Если возникали подобные ситуации, когда начинаешь сомневаться, нормальный ли это человек?)) - то это часто бывает именно потому, что приказы принято исполнять дословно.

  • 5. Наемный сотрудник постоянно находится перед выбором - сделать как ему кажется лучшим, сделать что бы угодить шефу, сделать как лучше для организации или ситуации. Возможно, тебе это покажется бредом, но очень часто в фирмах так происходит. Ты делаешь как тебе кажется лучше, а у шефа диаметрально противоположное мнение. Или ты понимаешь как сделать все проще и легче, а тебя заставляют все усложнить. В данном случае так воспринимаются отчеты. Так вот, именно по этому простые казалось бы задачи делаются дольше. Человек тратит время на анализ ситуации и выработку решения реально больше времени, ибо вынужден пропускать через несколько фильтров. И готовить ответы. Написать 10 тем или выбрать 20 событий реально не долго. Но вот подготовить по каждому объяснение на возможные вопросы типа "а почему именно это событие" или "почему такое название" - уже куда дольше. А если направление работы новое, то может затянуться и дольше. Так же специалист обычно оценивает сложность и этапность работы, поскольку делать то ему, и лучше быть готовым заранее. Я стараюсь выяснить все по максимуму, что бы не попасть в ситуацию, когда пообещал, а выполнить не можешь.

  • 6. Неумение ставить задачи и реализовывать их одновременно. Тоже проблема в самой системе. Сначала ты приходишь в организацию где думают за тебя, дают задачи, а ты их выполняешь. Потом ты вырастаешь, и сам начинаешь давать задачи другим, сам уже ничего не делая. Не зря людей делят на тактиков и стратегов. Кто-то может выиграть только сражение, а кто-то только войну.
    Идеально - давать людям направление, стратегию и иногда метод, но предоставлять возможность самим выстраивать тактику. Либо давать уже полностью все сразу, под исполнение.

  • 7. Многозадачность. Люди как макось - не могут делать несколько дел одновременно))) это врожденное и не развивается. Так что если ты даешь в день несколько серьезных задач, будь готова к тому, что они не сделаются или будет готова только одна.

  • 8. Привычка работать по определенным схемам. Ну привык человек, или считает что именно так и надо делать, по определенным схемам и ему потом трудно работать по-новому. Трудно Тане делать статусные таблицы, не привычно - она и тянет и делает их плохо. Юля, напротив, все структурирует и ведет кучу табличек для себя, ей так удобно, видимо так учили.

  • 9. Страхи. По быстрому.
    - страх потерять работу. Это общий и основной такой страх. в нем и страх остаться без денег, и страх не найти новую работу и куча всего еще. Он основной. С одной стороны он мотивирующий, с другой стороны он отнимает много сил, когда человек работает в сложных условиях и над ним постоянно висит этот страх. С ним связанны многие другие.
    - страх брать ответственность - причины уже выше описывал. Тут добавлю только то, что когда ты теряешь деньги свои и сама, обматерить себя можешь только ты сама и все равно не сильно, ибо любя) Когда теряет деньги фирмы сотрудник, он наказывается себя сам, его наказывает начальник, его осуждают коллеги, иногда даже родственники и друзья. Так же человека могут уволить. Этот страх сильно рубит инициативу.
    - страх лохануться как специалист. Не у всех и не очень сильный, но присутствует. Таня по-любому под ним находится, т.к. у нас есть спецы по пиару, пусть даже теоретические и она боится, что ее обсмеют.
    - страх не угодить. Некоторые принципиально не идут на конфликт с руководителем и делают работу только под него. Для некоторых страх провалить работу менее важен, чем не милость начальника. Не может наш человек без царя))
    Похвала важна в принципе, поскольку, как я уже писал выше, обычный сотрудник не способен и не думает о стратегии. Его нужно направлять. Похвала - это уверенность в том, что он движешься в нужном направлении.


  • У Боссиди план дня такой:
    1\3 времени нужно уделять управлению и подбору персонала (общение, обсуждения, мотивация, разъяснения и т.п.)
    1\3 - стратегическому планированию
    1\3 - непосредственно текущим делам.

    Я думаю ты 99% времени тратишь на текущие дела и научила себя работать в таком темпе, в котором не может работать никто, потому тебе и кажется, что все делается медленно. Я кстати после работы с тобой начал замечать, как у нас в нске все медленно работают)) я - черепаха по твоим меркам, просто ношусь вокруг новосибирцев))
    comments powered by HyperComments
29 6